Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Кроссовер Клуб (RU)
Зарегистрируйтесь сейчас, чтобы получить доступ ко всем функциям форума. После регистрации и входа в систему вы сможете создавать темы, отвечать на сообщения в существующих разделах, изменять репутацию другим пользователям, получать личные сообщения, обновлять свой статус, управлять профилем и многое другое. Это сообщение будет удалено, как только вы войдёте в систему.
Войти в аккаунт Регистрация
Фотография

Радиостанции


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 22

#21
max67

max67

    Продвинутый пользователь

  • Старожил
  • PipPipPip
  • 5 542 сообщений
  • ГородМосква
Гражданская связь: обзор CB-радиостанций

Однажды я довольно долго плутал по ночной степи в поисках «пропавшего» Оренбурга. В тот раз помогли питерские дальнобойщики – по рации вывели на правильную дорогу. Автомобильная радиостанция в дальней дороге – вещь незаменимая! Будьте уверены, никто вам не позвонит на сотовый, предупреждая о гаишной засаде за пригорком и тракторе, что едва волочится в зоне действия знака «Обгон запрещен», не подскажет, в каком кафе пообедать без вреда для здоровья и на какую заправку лучше не сворачивать. Никакой навигатор не скажет, что впереди мост размыт или поперек дороги лежит потерянное лесовозом бревно. Другое дело, если ты в сети радиостанций!

СВОЙ-ЧУЖОЙ

В Европе никаких разрешительных бумаг для пользующихся гражданским диапазоном радиочастот оформлять не надо. Для тамошних водителей с Си-Би-радиостанциями въезд в Россию прост и бесплатен. Как говорят наши чиновники, объяснять иностранцам, за что надо платить, себе дороже! Соотечественник же при виде чиновного мундира привычно тянется к кошельку – и сначала заплатит в Радиочастотном центре за так называемое «ку-ку» (позывной, которым никто не пользуется, ибо по международным правилам он совершенно не обязателен для Си-Би), а после этого будет месяца полтора-два регистрировать (уже бесплатно) радиостанцию.

Изображение
Vector VT-27 Comfort. Цена – 2950 руб. Размеры – 180×35×140 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Шумоподавитель амплитудный (следующая модификация предполагает спектральный шумоподавитель). Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Микрофон с линейной характеристикой. Громкость достаточная для большинства грузовиков. Страна-производитель – Китай.

В 1957 году в США был выделен для гражданского применения частотный диапазон 26,065–28,305 МГц, названный Citizen Band (гражданский диапазон). Отсюда – Си-Би-связь. Этот американский диапазон разбили на каналы по 10 кГц, которые для удобства объединили в группы (сетки) по 40 каналов. Обозначили сетки буквами A, B, C, D и так далее. Присоединившись к этой системе в 1988 году, Россия блеснула самобытностью – частным радиостанциям отвели диапазон 26,970–27,850 МГц. А это ни то ни се – наши группы (сетки) С и D с иностранными не совпали. Но так как своей аппаратуры почти нет и работаем на заграничной, то нет и проблем с сетками – вещаем в американском диапазоне! Каналы 9 и 19 сетки С можно использовать только как аварийный и информационный соответственно.
В соответствии с российским законодательством мощность передатчика – не более 10 Вт (исключение – сигнал бедствия, чья мощность в чрезвычайной ситуации не ограничивается). Использование гражданской связи в коммерческих целях запрещено, но наши таксисты об этом, видимо, не знают.

Изображение
TTI TCB-880. Цена – 3000 руб. Размеры – 156×51×176 мм. Число каналов европ./росс. – 400/400. Амплитудный шумоподавитель. ЖК-дисплей с регулировкой яркости. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Четыре ячейки памяти. SCN, DW. Уникальная функция: чтобы за рубежом найти разрешенные каналы, достаточно ввести буквенный код страны. Эту станцию выбирают те, кто часто выезжает за пределы России. Страна-производитель – Южная Корея.

РУБЛЕВЫЙ ДИАПАЗОН

Существует два способа передачи сигнала – с амплитудной модуляцией (АМ) и с частотной (ЧМ). Последняя предпочтительнее: с ней и дальность связи больше, и речь разборчивее. В сетках есть пропуски частот – «дырки». Некоторые станции работают и в них. Дальнобойщики предпочитают радиостанции с европейской и российской сетками и, как ни странно, с амплитудной модуляцией – такова устоявшаяся в этом сообществе традиция. Обычно работают в 15-м канале сетки С на частотах 27,130 МГц в России и 27,135 МГц в Европе (все европейские обозначения частот оканчиваются цифрой 5, российские – цифрой 0). А у водителей такси специфика работы такова, что характер модуляции их не интересует; они трещат на всех каналах – как с AM, так и с ЧМ. Их приоритеты – легкосъемная многоканалка, позволяющая общаться с несколькими коллегами, диспетчером и т. д., и прочный, надежный провод к тангенте.
Как выбрать радиостанцию? Перед покупкой заранее определитесь с местом ее установки, чтобы вошла по габаритам. Правильно расположите динамик – звук должен идти в вашу сторону. Для групповых поездок на отдых, рыбалку и т. д. предпочтительнее портативная радиостанция, адаптированная к работе в автомобиле. Кстати, для нее и место найти проще.

Изображение
MegaJet MJ-200 Plus. Цена – 3000 руб. Размеры –140×42×130 мм. Число каналов европ./росс. – 120/120. Спектральный шумоподавитель. Регулировка чувствительности приемника. SCN, DW, ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. В тангенте есть кнопка переключения каналов. Эта многоканалка особенно популярна у таксистов, но берут ее и дальнобойщики. Страна-производитель – Китай.

Еще один критерий – цена. Подержанную станцию можно купить тысячи за полторы, но обязательно проверьте ее работоспособность в радиомастерской. Новые стоят от 2000 руб. Цена зависит от возможностей станции и, разумеется, от ее производителя. Однако реальные достоинства, включая «дальнобойность», не всегда соответствуют цене. Некоторые известные бренды, поменяв место сборки, существенно проиграли в надежности. Низкая цена хороша и в случае, когда на посту ГАИ посреди степей вас вежливо попросят оставить станцию «для проверки». Вряд ли она к вам вернется...
Наконец, выбор зависит от навыков покупателя: неподготовленный не со всякой аппаратурой управится. Известно немало случаев, когда станцию с богатым набором возможностей ее хозяин ухитрялся так зарегулировать, что без вмешательства специалиста она уже не работала. Дерево нужно рубить по себе.

Изображение
Vector VT-27 Lux. Цена – около 4000 руб. Размеры – 180×35×140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Высококонтрастный ЖК-дисплей. Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Сенсорное управление. 10-сегментный S-метр. SCN, DW. Тангента с кнопками переключения каналов и блокировкой. Соединение микрофона и станции защищено от «статики». Речевой процессор ESP. Аппарат для широкого круга потребителей. Страна-производитель – Китай.

Что предлагает рынок? Самые дешевые станции (цена – ниже 3000 руб.) по-прежнему популярны, хотя у них минимум сервисных функций – лишь шумоподавитель да индикация канала на дисплее. Примеры – MegaJet MJ-100, Vector VT-27 Comfort. У радиостанций за 3000–4000 руб. есть ЖК-дисплей и неплохой набор сервисных функций. Вот образцы: MegaJet MJ-200 PLUS, TTI TCB-880, Vector VT-27 Lux. Того, кто давно освоил Си-Би-связь в тонкостях, заинтересует станция подороже – многофункциональная, с более широкими возможностями, вроде Vector VT-27 Navigator. Наконец, есть переносные радиостанции, адаптированные к работе как в автомобиле, так и вне его. Их представляет «Штурман-882».
Но не только совершенством или ценой аппаратуры определяется качество радиосвязи. Даже простейшую станцию крайне важно правильно смонтировать на автомобиле и настроить. Об этих тонкостях и согласовании радиостанции с антенной мы поговорим отдельно.

Изображение
Vеctor VT-27 Navigator. Цена – 5600 руб. Размеры – 150×40×140 мм. Число каналов европ./росс. – 450/450. Спектральный шумоподавитель. Большой цветной дисплей. Передатчик защищен от перегрева большим силуминовым радиатором. Провод тангенты силиконовый – мягкий и прочный. Дополнительные клавиши и джойстик на ней позволяют одной рукой переключать каналы, регулировать громкость, настраивать шумоподавитель и т. д. Кнопки износостойкие, силиконовые. Соединение микрофона со станцией защищено от «статики», характеристика линейная. Есть функции SCN, DW, CTCSS, S-метр, KCB-метр, ESР-процессор, каналы памяти. Станция работает и в «дырках». Чувствительность – 0,5 мкВ, избирательность – 60 дБ. Эта станция в первую очередь ориентирована на службы спасения, аварийные. Страна-производитель – Южная Корея.

НАША СПРАВКА

CTCSS (Continuous Tone-Coded Squelch System) – система, при которой УНЧ (усилитель низкой частоты) закрыт электронным замком, ключ к нему – поступающий от другого оператора звуковой тон (не слышимый ухом) с полезным сигналом. Ключ открывает УНЧ вызываемого оператора – и оба слышат только друг друга. CTCSS позволяет создать закрытую группу лиц, работающих на одной частоте. Пример – группа таксистов и диспетчер.
DW (Dual Watch) – одновременное прослушивание двух каналов. Это как два приемника, настроенные каждый на свою волну и включающиеся по очереди. Например, канал 15 – свой, а 9 – аварийный.
ESP (Electronic Speech Processor) – электронное устройство для обработки, улучшения разборчивости речи или иных звуков. Подобные системы популярны у безголосых звезд шоу-бизнеса.

Изображение
«Штурман-882». Цена – 5800 руб. Переносная станция для работы в автомобиле и вне его. Размеры – 180×40×60 мм (с аккумуляторами). Число каналов европ./росс. – 40/40. Плюс два дополнительных, скрытых канала, работающих в «дырках», где меньше шумов... и посторонних ушей. Шумоподавитель спектральный. Светодиодный дисплей. Чувствительность – 0,12 мкВ, избирательность превосходная – 75дБ. Для переносной станции эти показатели – решающие. Мощность передатчика: 8 Вт при питании от бортовой сети автомобиля, 6 Вт – от своих аккумуляторов. Функция Vох. Можно подключить компьютерную гарнитуру. Звук громкий, речь разборчивая. С комплектом аккумуляторов емкостью 2700 мАч может работать на прием 64 часа. Рекомендуем любителям экстремального отдыха, охотникам, рыбакам, автотуристам и т. д. Изготовитель – Россия, КБ «Беркут».

КСВ (коэффициент стоячей волны) – отношение суммы напряжений активного и реактивного сигналов (направленного в антенну и вернувшегося назад) к их разности. Он характеризует реальный КПД передатчика и дальность связи. При хорошем согласовании сигналов КСВ равен единице. А вот при КСВ больше 3,0 станция может сгореть: почти вся энергия идет на ее нагрев.
PA (Public Address System) – с выносным громкоговорителем. Такой «мегафон» позволяет общаться с другими водителями и пешеходами, например зазевавшимися.
S-метр – устройство, показывающее уровень сигнала. Оно может быть стрелочным, на ЖК-дисплее обычно выглядит «активной линейкой». Если оператор случайно выключил громкость, об этом напомнит S-метр, получивший сигнал.
SCN – сканер, помогающий найти рабочий канал, настроить станцию (иногда каналы и сетки на станциях обозначены по-разному). Функция та же, что в автоприемнимке.
Vox – функция активации радиостанции голосом. Позволяет общаться в эфире, не отрывая рук от руля.
Амплитудный шумоподавитель – электронное устройство, создающее некий барьер для шумов, а соответственно и для полезного сигнала. Если амплитуда сигнала выше барьера, последний открывается – и сигнал проходит в УНЧ. Есть шумоподавители с ручной настройкой и автоматические, последние грубее и менее эффективны.
Избирательность – способность выделять главный сигнал из всего принятого спектра сигналов-шумов. Измеряется в дБ – чем больше показатель, тем лучше, причем зависимость эта нелинейная: 75 дБ – отличный показатель, а, например, 60 дБ – посредственный!
Линейная характеристика микрофона – его способность выдавать на передатчик сигнал одного уровня, независимо от расстояния до губ говорящего.
Спектральный шумоподавитель оценивает и уровень сигнала, и его форму. Это помогает отличить полезный сигнал от шумов – и даже слабый пропустить через высокий для шумов барьер. Результат – меньше шума, больше дальность связи.
Тангента – переключатель, при нажатии которого включается передатчик, при отпускании – приемник.
Чувствительность – способность приемника снимать с антенны слабый сигнал. Измеряется в мкВ. Чем меньше этот показатель, тем лучше. Например, для переносной станции с короткой антенной 0,12 мкВ – отличный результат.


http://www.zr.ru/a/251031
Изображение
Лучшее тем, кто лучшее ценит.
                                 Дитер Цетше

#22
max67

max67

    Продвинутый пользователь

  • Старожил
  • PipPipPip
  • 5 542 сообщений
  • ГородМосква
Я - на связи: установка радиостанции

Чтобы СВ-станция надежно работала, очень важно правильно ее установить, подключить к антенне и питанию.

Изображение
Такого комплекта деталей хватит для монтажа СB-станции на любом автомобиле.

Обычно на автомобиле место для СВ-радиостанции не предусмотрено. Кронштейн закрепляем на прочной и жесткой поверхности: во-первых, вибрации для станции вредны, во-вторых, при аварии она не сорвется. Задняя панель должна вентилироваться – за ней радиатор передатчика. А к панели с динамиком свои требования: ее нельзя прижимать, так как это заглушает звук.

Изображение
Пример установки в «Форде-Фокус» рядом с сиденьем водителя.

В легковом автомобиле станции обычно ставят в гнездо приемника, сбоку водительского сиденья, на полке у ног переднего пассажира, иногда водружают и на панель приборов. В грузовике чаще крепят над стеклом. Обычное место тангенты – рядом со станцией, на специальном язычке. Не менее популярно крепление резинкой к кронштейну салонного зеркала.

Изображение
КСВ-метр позволяет оценить качество настройки антенны.

Антенна станции задает ей нагрузку – без нее аппарат может сгореть! Основной элемент антенны – упругий металлический штырь. Его минимальная резонансная длина теоретически должна равняться четверти длины рабочей волны. Для «си-би» это примерно 2,7 м. Но такой хлыст может погнуть крышу, поэтому производители антенн штырь укорачивают. Потери «электрической» длины частично компенсируют согласующая и удлиняющая катушки, расположенные в основании антенны или на середине хлыста.
Длина кабеля-волновода от антенны к рации не произвольная – она кратна длине волны, деленной на удвоенную диэлектрическую проницаемость изоляции. Обычная длина – от 3,6 до 4 м. Удлинять, укорачивать, пережимать или оборачивать кабель вокруг антенны нельзя, с такой «бородой» она работать не будет.
Антенну можно крепить к водосливному желобку, но тогда «стрелять» она будет в основном в сторону крыши автомобиля. Самая лучшая антенна – врезанная в середину крыши: кабель и соединения будут всегда сухими, а диаграмма работы – почти круговой. Но дырявить крышу решится не всякий, поэтому так популярны антенны на магнитном основании. Увы, у них нет хорошего контакта с «землей» – и КПД ниже. Кстати, толщина резиновой прокладки под основанием антенны влияет на работу системы. И еще: повторно ставить антенну надо точно на то место, на каком ее настраивали, иначе изменится коэффициент стоячей волны (КСВ).

Изображение
Если потребуется, укоротить стержень не слишком трудно!

Питание обычно подключают через прикуриватель, но правильнее брать «плюс» от резервного предохранителя или отдельной розетки. В автомобиле немало электротехнических устройств, создающих помехи: высоковольтная часть зажигания, ксеноновые фары, генератор, различные реле и т. д. Поэтому на питающий провод желательно поставить фильтр, например ферритовые «защелки». Их надевают ближе к радиостанции. Есть и специальные адаптеры – такой, например, выпускает КБ «Беркут».
Антенна – это резонансный излучатель. Пока правильно не настроишь, толком работать не будет. Выбирая ее, исходим из рабочей частоты, указанной в паспорте, – для «си-би» это 27 МГц. Для согласования антенны с рацией пользуемся КСВ-метром. Подключаем его между радиостанцией и кабелем антенны. Радиостанцию включаем на рабочий канал в частотной модуляции (ЧМ) на режим передачи – и смотрим, каков КСВ. Если он больше 3,0, станция может сгореть.

Изображение
Магнитное основание антенны снизу закрыто резиновой прокладкой.

Для настройки антенны изменяем длину штыря, добиваясь КСВ, близкого к единице. Штырь приходится либо укорачивать, либо наращивать. Иногда имеет смысл дополнительно откорректировать место для антенны на крыше. После настройки на основной канал проверяем КСВ на соседних каналах – выше и ниже. Если параметр меняется, значит, антенна работает. Если у станции (например, ALAN 9001 или VEKTOR Navigator) есть встроенный КСВ-метр, с его помощью можно контролировать согласование непосредственно во время работы в разных сетках.
Дальность местной связи с настроенной антенной зависит от ее высоты над землей. Это расстояние можно примерно посчитать по эмпирической формуле: Дmах = 4,1(√ h1 + √h2), где Дmах – максимально возможное расстояние связи в километрах при условии прямой видимости; h1 и h2 – высоты антенн от земли в метрах. Естественные и искусственные препятствия на пути сигнала сокращают это расстояние. Просеки, открытая вода, работа с возвышенностей могут увеличить дальность. Солнечная активность наполняет диапазон дополнительным жужжанием и разговорами со всего света. (Особых неприятностей специалисты ждут при максимуме активности солнца в 2012 году!) Напомним: сигнал с ЧМ слышен дальше, чем с АМ, а SSB – однополосная модуляция – самая дальнобойная.
Улучшить связь усилителями невозможно. Сверхмощная станция только «пылит», мешая работать на соседних каналах. Мощности от 4 до 10 Вт достаточно для работы на расстоянии между машинами 10–15 км, – но это, как правило, предел возможного. Для сравнения: мой рекорд местной связи при мощности 4 Вт – около 46 км.


http://www.zr.ru/a/258008
Изображение
Лучшее тем, кто лучшее ценит.
                                 Дитер Цетше

#23
poit

poit

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 36 сообщений

Отличная радиостанция. почитал, думаю может приобрести стоит, она нормально все радиостанции ловит? Думаю на нее обратить внимание, хорошая штука. 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика